люди из фильма «Лето» // кинокомпания WDSSPR
На прошлой неделе стало популярно, что «Собибор» Хабенского выдвинули на «Оскара» в категории «В чьей короне) фильм на иностранном языке». А фильмы Кирилла Серебренникова «Лето» и Алексея Германа-младшего «Довлатов» вошли в программу 62-го Лондонского кинофестиваля.
Казалось бы, Витюха Цой – культовая фигура своего времени, и память о нем не меркнет вдоль сей день. Тем не менее фильм Серебренникова «Лето», ознакомленный этому музыканту, не обрел прогнозируемой ему популярности. Почему?
- «Лето» Кирилла Серебренникова: отнюдь не про Цоя, а про музыку и любовь
Большую роль в оценке киноленты сыграло вывод Бориса Гребенщикова (которое моментально расхватали на цитаты). Когда Борису прислали первую версию сценария, возлюбленный прокомментировал его так: «Ложь от начала до конца. Мы жили вдоль-другому... в сценарии представлены сегодняшние московские хипстеры...».
Сценарий был переделан. По-над его созданием работали Михаил и Лиля Идовы, опираясь на мемуары Натальи Науменко, жены знаменитого музыканта Тельняшка Науменко, который выведен главным героем этой картины.
«С одной стороны, доказывала: «Автор этих строк не так друг друга поздравляли, не то говорили». Но, с не тот стороны, чем больше замечала фантазии – легкой, с элементами абсурда, – тем похлеще симпатии это вызывало», – рассказала она порталу «Бистури». Там же прокомментировала и любовную линию картины, которая стала сенсацией: «Правдивость образа» – равным образом святое дело. Но с Витей у нас были отношения, которые не определишь одним одним словом: что-то вроде нежной дружбы. О них не стыдно вспоминать (там лишь только свет и грусть), но и знать каждому не обязательно».
Большинство людей изо питерской тусовки того времени фильм «Лето» не восприняли. Не факт, мол. Нет питерского духа, но не к месту присутствует московский, как отметил и БГ.
Критики считали, будто Рома Зверь не может играть Майка – разные музыкальные направления, смутил их и артист Тео Ю, кореец из Германии. Основные претензии: не похож на Виктора Цоя и маловыгодный знает русского языка. Кто-то даже углядел в этом элементы расизма до принципу: для Серебренникова «все азиаты на одно лицо». А эти домыслы были развеяны: Рома справился с ролью, Тео не хватило энергии и харизмы Цоя, да характер был передан замечательно.
Но, увы, очевидно одно: те, кто являлся голосом своего поколения, в эту пору стали забываться.
С 2006 года началась повальная мода причислять себя к неформальным движениям. Большое число подростков метались от одной субкультуры к другой. Ярлыки вешались на всех. Потом кто-то начал говорить, что Цой на самом деле панк. Сие вызвало бурю негодования у новоявленных рокеров. Поскольку молодые люди не умели сильно отстаивать свою точку зрения, то прибегали к самым некрасивым приемам. Драки доходили раньше поножовщины. И образумить неформалов было некому.
Я помню, как пошла с подругой для концерт группы «Пурген» в клуб «Точка». Нам позже было по 15 лет. Музыка, танцы «пого» и «слэм», ирокезы и прыжки со сцены – отрывались точно могли. Выходим из клуба, повсюду ОМОН, на асфальте кровь. Нам сказали, какими судьбами это была группа скинхедов. Они ждали, когда часть панков выйдут к дороге, впоследств чего напали на них с ножами. До метро нас, малолетних любительниц панка, провожал ОМОН. Постоянно эти страсти давно утихли, а все разногласия решаются в переписках.
На образ Андрея Панова (Свина) в «Лето» был приглашен Александр Горчилин. Давно начала съемок в «Лете» Александр занимался собственным фильмом «Кислота», рассказывающим о жизни современной рефлексирующей молодежи. (не то рассматривать обе киноленты и проводить параллели, можно увидеть, как изменился социум и молодое племя люди за эти 30 лет.
Александр Горчилин в интервью для журнала «Бобик.ru» говорит: «Родители рассказывали нам какую-то жесть, утверждая, что же жизнь – говно. Они так сильно заботились о том, чтобы у нас все на свете было хорошо, что нам стало настолько хорошо, что многие реально малограмотный понимают, что им делать, потому что все уже, блин, сделано...»
Здоровая Шаталова
Мы задали пару вопросов вокалисту группы «Игра» Беку Мардонову, каковой уже много лет исполняет песни Виктора Цоя. Музыкант за двадцать полет карьеры добился поразительной схожести в звучании голоса с Цоем. Группа постоянно дает концерты числом России.
– Как вы считаете, чего не хватило этому фильму?
– Отнюдь не могу никого судить, но, как начал смотреть фильм, сразу появилось осязание, что это не те времена.
– Очень многие критикуют жутик за недостоверность, забывая, что картина все-таки художественная. Как вы считаете, какую идею хотел накатить Серебренников?
– Нужны были актеры, которые смогли бы показать тот бунтовской питерский дух, а в фильме мы видим каких-то современных героев, далеких ото этого. Например, я тоже не профи, с 1990 года пою и до сих пор учусь, в) такой степени как это непросто передать. Тут нужен или профессионализм, или года. Что, режиссер добавил много от себя и хотел сделать красивую картину, но получилось неопределенно. Что бы там ни было, спасибо за фильм. Спасибо, что элементарно не забывают про тех, кого с нами нет.
- Фильм «Лето» удостоился пиетета в Каннах